Выдержки из краткого морского словаря В. Крапивина
Анкерок — Небольшой плоский бочонок для хранения питьевой воды. Анкерки были любимой посудой пиратов. Прямо из анкерков они, запрокинув головы, пили ром.
Багор — Небольшой шест с насаженным железным наконечником, на котором, кроме острия, есть еще крюк. Багор служит для отталкивания или удержания судна при отходе или подходе к причалу или другому судну. А также — для вытаскивания со дна всяких потерянных предметов.
Боцман — В переводе с голландского языка — "корабельный человек". То есть тот, кто отвечает на судне за все хозяйство: за исправность корпуса, рангоута, такелажа, парусов и так далее. В ведении боцмана находятся якорное, швартовое, буксирное устройства, спасательные средства, специальное имущество на промысловых судах. Боцман распределяет работу среди матросов, обучает матросским премудростям новичков и практикантов. Хорошие боцманы часто владеют такими тонкостями корабельных знаний и работ, что им могут позавидовать капитаны.
Вахта — Дежурство на судне и береговых станциях. Обычно корабельные сутки делятся на шесть вахт, по четыре часа каждая. Среди них самая трудная — "собачья вахта", она длится с полуночи до четырех часов.
Гавань — Часть рейда, более или менее защищенная от ветра и волнения. В гавани должна быть достаточная глубина, чтобы суда могли швартоваться у самого берега.
Гальюн — Туалет на корабле. На парусных судах гальюном называется носовой свес, где устанавливалось украшение. Место красивое, но именно там находилось и то заведение, куда моряки бегали по неотложному делу.
Журнал вахтенный (судовой) — Книга, в которую на кораблях регулярно и по порядку записывают все происходящие на корабле события. Это очень важный документ.
Зеленый луч — Очень красивое явление в атмосфере. Когда солнце скрывается за горизонтом, оно иногда выбрасывает в ясное безоблачное небо луч удивительно чистого зеленого цвета. Случается это крайне редко. Многие моряки, проплавав всю жизнь, так и не видели зеленого луча ни разу
Зенит — Самая верхняя точка небесной сферы.
Иллюминатор — Почти все знают, что это круглое окно на судне — в прочной водонепроницаемой раме с винтовыми заглушками. Но если говорить точнее, то иллюминаторы не всегда круглые. Они могут быть и овальными и даже квадратными (только обычно с закругленными краями). Главное, чтобы стекла были прочные и чтобы вода в задраенный иллюминатор не проникала.
Киса — это парусиновый мешок. На больших судах в кисах хранят флаги, а на яхтах — паруса.
Капитан — Главный человек на судне, его командир. Власть у него велика, но и ответственность тоже: за людей, за судно, за груз. Он решает, куда плывет судно.
Кок — Член судового экипажа, ходит в белом колпаке, в белом переднике и с большой поварешкой. Очень важный человек, от него зависит настроение каждого человека на судне. Потому что моряк с голодным желудком — это уже не совсем моряк.
Лот — Прибор для измерения глубины с борта судна. Бывают различных конструкций (например эхолот, измеряющий расстояние до дна с помощью звука). Самый простой лот — ручной. Он состоит из гири и лотлиня. В случае необходимости вы можете смастерить его сами. Но держите лотлинь покрепче, когда спустите гирю за борт.
Наутофон — Очень громкая штука, которую устанавливают на маяках для звуковых сигналов во время тумана.
Подводный камень — Очень пакостная вещь. Встречается и в морях, и в небольших водоемах. Поэтому будьте внимательны, особенно, когда идете на своей яхте с хорошей скоростью.
Помпа — Насос для откачки воды из трюма и из кокпита яхты. Вещь полезная, но чем реже она требуется, тем лучше.
Полундра — что-то тяжелое падает вниз. Образовалось от «Фал ундер!»
"Пошел все наверх!" — Вызов всей команды для исполнения какого-нибудь маневра или авральной работы. При вызове всегда добавляется, для чего он сделан. Например: "Пошел все наверх! Паруса ставить, с якоря сниматься!"
Причал — Место вдоль пристани, где судно может пришвартоваться для погрузочно-разгрузочных работ.
Иногда причалов не хватает, поэтому в порту строятся п и р с ы — длинные сооружения из свай, насыпей или железной арматуры, которые отходят от берега под прямым углом. На пирсах тоже оборудуются причалы. К пирсам особенно удобно подходить на яхтах: почти всегда можно выбрать место, чтобы привестись носом к ветру и погасить скорость.
Трап — Всякая лестница на судне. Часто по морской традиции трапами называют лестницы на береговых станциях, сигнальных вышках и даже ступенчатые спуски в приморских городах. Обычно трапы крутые и узкие. Подниматься и спускаться по ним надо быстро, но умело.
Фалреп — Трос, заменяющий поручни у трапов, перекинутых с судна на пристань.
Шкала Бофорта — Шкала для определения силы ветра. Ее придумал в 1806 году английский адмирал и гидрограф Ф.Бофорт.
Шкала Бофорта
0 баллов. От полного безветрия до полуметра в секунду. Вода зеркально-гладкая. Штиль.
1 балл. Тихий ветер. От полуметра до полутора метров в секунду. На воде рябь.
2 балла. Легкий ветер. От полутора до трех с половиной метров в секунду. Появляются гребешки небольших волн.
3 балла. Слабый ветер. (Это официальное название, а вообще-то дует очень даже заметно). От трех с половиной до пяти с половиной метров в секунду. Небольшие гребни волн начинают опрокидываться, хотя пена еще не белая, а прозрачная. Флаги и вымпелы развеваются, дым над трубами сильно вытягивается по ветру.
4 балла. Умеренный ветер. От пяти с половиной до восьми метров в секунду. Несмотря на "умеренность" такого ветра экипажам швертботов и шлюпок надо быть очень внимательными — для них это уже серьезная погода. На волнах появляются "барашки". Вымпелы вытягиваются по ветру.
5 баллов. Свежий ветер. От восьми до одиннадцати метров в секунду. Потоки воздуха переносят по берегу легкие предметы, вытягиваются по ветру большие флаги, "барашки" на волнах уже повсюду.
6 баллов. Сильный ветер. От одиннадцати до тринадцати с половиной метров. В стоячем такелаже слышится гудение. Появляются волны значительной высоты, ветер срывает с гребней пену. Экипажам небольших яхт надо очень крепко подумать, прежде чем выходить в такую погоду на воду.
7 баллов. Крепкий ветер. От тринадцати с половиной до шестнадцати метров в секунду. Пена вытягивается полосами по склонам волн. Свист в снастях делается сильнее, возникают затруднения при ходьбе против ветра.
8 баллов. От шестнадцати до девятнадцати метров в секунду. Очень крепкий ветер. Всякое движение против ветра затрудняется. Длинные полосы пены срываются с гребней и покрывают склоны волн до самых их подошв.
9 баллов. Шторм. Скорость ветра от девятнадцати до двадцати двух метров в секунду. Поверхность бушующих волн становится белой от пены, только местами видны свободные от этой штормовой белизны участки.
10 баллов. Сильный шторм. Ветер от двадцати двух до двадцати пяти метров в секунду. Море бушует, в воздухе водяная пыль и брызги, видимость ухудшена, возможны повреждения в оснастке и надстройках больших судов.
11 баллов. Жестокий шторм. Воздух мчится со скоростью от двадцати пяти до тридцати метров в секунду. Поверхность моря вся под слоем пены. Возможны значительные разрушения на судне.
12 баллов. Ураган. Скорость ветра свыше тридцати метров в секунду. Ветер производит опустошительные разрушения.
Экипаж — Все моряки на судне, которые обслуживают его и управляют им.
Юнга — Подросток, который обучается морскому делу и готовится стать матросом.
Другие морские термины
Рында — корабельный колокол. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют склянки), также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане. Три удара в рынду (три склянки) обозначают полдень.
Склянки — 1) получасовой промежуток времени. 2) песочные часы с получасовым ходом. Каждые полчаса часы переворачивал вахтенный матрос и сопровождалось это сигналом корабельного колокола.
Количество склянок показывает время, счёт их начинается с полудня. Восемь склянок обозначают четыре часа. Через каждые четыре часа на судне сменяется вахта, и счёт склянок начинается снова.
Склянки
Говорят: «Бить склянку» — отмечать ударами колокола каждые полчаса. Счет времени начинался в 00:00.
08:00 — отбивают 8 склянок (четыре сдвоенных удара в корабельный колокол)
08:30 — отбивают 1 склянку (один удар)
09:00 — отбивают 2 склянки (один сдвоенный удар)
09:30 — отбивают 3 склянки (один сдвоенный удар и один удар) и так далее до 12:00.
12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол).
Со следующего получаса, то есть с 12:30 начинается новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 до 23:00, то есть до отбоя.
В 23:00 отбивают 6 склянок.
Если моряк спрашивал «Какая склянка?» — это означало, что его интересовало, какой получас пошёл с восьми склянок.
Отредактировано Ronia Piligrimm (2015-01-16 14:42:14)